НАШИ ВОЗМОЖНОСТИ В ЖИЗНИ

 

Нам всегда внушали мысль о том, что в этой жизни мы отвечаем за всё, что с нами происходит, и что всё в наших руках – мы можем изменять жизнь по своему усмотрению.
Давайте повнимательнее разберемся с этим вопросом.

 

Будет ли для вас открытием, если я заявлю, что каждый человек уже появляется на свет с некоторыми ограничениями своих возможностей? Наверное, нет.
Если вдуматься, то такие ограничения можно разделить на две большие группы:

  1. ограничения биологического порядка;
  2. ограничения социального порядка.

К биологическим ограничениям мы смело можем отнести пол, свойства нашей нервной системы, другие формально-динамические характеристики природного свойства, врожденные заболевания или их предрасположенности, увечья и т.д. и т.п.

Социальные – это:
а) Историческая эпоха (нравится она нам или нет – уж куда «вбросили»!).
б) Страна проживания (к той же теме).
в) Семейное окружение, порядок рождения в семье, другие обстоятельства семьи (туда же).

Если пустить мысль гулять дальше, то можно отметить, что часть из обстоятельств одной и другой группы мы можем при большом желании изменить. Но только часть из них.
К примеру, мы можем поменять пол, купить протезы, имплантировать органы, вставить красивые зубы, сделать пластику лица или тела и прочее. Ну, а уж поменять дружеское окружение, супруга, работу или страну проживания нам никто не помешает.

Мы даже можем – и это доказано – отчасти изменять свойства своей нервной системы. И хотя ее параметры меняются крайне неохотно и медленно, но на определенный период времени это возможно. На период выполнения какой-то сложной работы, связанной с большими нервными нагрузками, если деваться некуда, и надо ее выполнять.
Но после стрессового периода всё встает на свои места. Мы снова становимся ленивы и неповоротливы.

Но! Мы не можем поменять эпоху, в которой проживаем свою жизнь. Мы не можем изменить порядка рождения в своей семье – что было, того уже не воротить. Если вы – младший ребенок в семье, то уже навсегда останетесь младшим. А это, как доказано психологами, о-очень сильно влияет на формирование характера.
И так дальше. Оставлю вас для продолжения рассуждения на досуге в этом ключе.  

Мне думается, что жизнь человека с его возможностями и ограничениями можно представить в виде так называемого «воздушного коридора», в котором движется  авиалайнер.  
Вроде небо бескрайнее, а вверх-вниз, влево-вправо можно уйти только в пределах своего коридора, он называется эшелоном. Так и мы – имеем возможность что-то изменить, но только в строго определенных нам от рождения границах.

Другими словами, существут объективные обстоятельства, ограничивающие возможности человека от рождения и на протяжении всей жизни. Среди них есть те, которые непреодолимы, и  с ними мы вынуждены мириться. Есть те, которые мы при желании можем преодолеть довольно легко, а есть те, которые мы преодолеваем лишь при напряжении всех своих сил и возможностей.

Есть и еще одна метафора, которую нашли еще древние мудрецы. Они сравнивали нашу жизнь с очертаниями кувшина самой что ни на есть классической формы.
Представили его?
Если вначале жизни (поднимаясь ото дна кверху) донышко довольно узкое – мы как беспомощные младенцы что можем? – только то, что позволяют нам родители.
Затем диаметр кувшина довольно круто расширяется – это мы входим в силу, перед нами в детстве и юности открыты почти все двери! А в зрелом возрасте мы имеем максимум этих возможностей (самая широкая часть кувшина).
Жизнь идет своим чередом, и мы не молодеем, а наоборот – наши физические возможности постепенно, и вначале медленно и незаметно, убывают, а со временем и всё быстрее убывают… Горлышко кувшина вверху вдруг резко становится узким, так и мы в старости – что мы можем? Только беречь себя от травм и вспоминать прошлое…
Грустная картина? Но ведь это правда жизни! И мы все поголовно пройдем через это.
На Востоке люди мудры – они готовят себя к этому заранее.

А что же наши психофизиологические функции? И они подчиняются формам этого метафорического кувшина. Если вначале возможности человека весьма широки – все его функции пластичны и готовы для многих изменений, то с возрастом эти возможности резко уменьшаются – «специализация» выбрана, мы определили свой профессиональный путь и идем по нему!
Не востребованные функции угасают быстрее, чем профессионализированные или те, которые испытывают регулярную нагрузку в течение всей жизни…

И вы знаете, к старости происходят удивительные вещи с человеком. Это два процесса одновременно – наблюдается взлет характеристик органа, функции, функциональной системы, которая находилась в течение жизни под регулярной нагрузкой (чаще по причине его профессиональной деятельности) на фоне общего угасания этой же самой системы!

И еще – показатели органов и функциональных систем у стариков настолько разнятся, что трудно подводить их под «общий знаменатель», как у людей молодых возрастов, а тем более младенцев. И если вы у любого младенца легко угадаете показатель уровня какой-то функции, то у старика – ни за что не сможете точно определить!
Один в 96 лет уходит из жизни в открытом море, катаясь на сёрфе, как Пол Брэгг, а другой всю свою пенсионную жизнь проводит в кресле у телевизора, поскальзывается в собственной квартире, ломает ногу из-за развившегося от ничегонеделания остеопороза и умирает потому, что на помощь прийти некому…
Таким образом, каждый человек становится воистину уникальным к концу своей жизни!

Всё это говорит о том, что организм человека за жизнь, благодаря его выборам, специализировался под те виды деятельности, которые он навыбирал себе сам.

Еще важный момент – деятельность пожилых людей и стариков наиболее оптимальна, если они выполняют ее по доброй воле и для души, исходя из искреннего интереса.

Человеческая жизнь, в отличие от жизни животного, характеризуется постоянным выбором. Чем раньше человек это осознаёт, тем скорее он становится свободным. И тем раньше он взрослеет, так как осознание выбора и свободы неизменно влечет за собой ответственность. За свою жизнь и судьбу, прежде всего.
Этот процесс нарастает с возрастом и может быть охарактеризован как замена внешнего локуса контроля внутренним (по Роттеру).

Так и формируется к зрелой фазе жизни наша индивидуальность – приходит осознание свободы выбора. Каждый человек проходит свой собственный жизненный путь и имеет свой, уникальный жизненный опыт.